Миниатюры Петербургской рукописи «Макам». Ал-Харири

Главная » Миниатюры Петербургской рукописи «Макам». Ал-Харири

Проект представляет собой серию картин, основанных на иллюстрациях к петербургской макаме. Макамы – это своеобразный жанр арабской литературы, так называемые плутовские новеллы, повествующие о приключениях талантливых и образованных мошенников. Жанр впервые появляется у Бади аз-Замана, составившего около 1000 года сборник макам, и доведён до совершенства аль-Харири (1054—1122). Проект реализуется совместно с Духовным Управление Мусульман Российской Федерации. В период иконоборчества некоторые из миниатюр были повреждены. Поэтому наш проект также направлен на восстановление и реконструкцию иллюстраций. К тому же это поможет вдохнуть новую жизнь и дать толчок для развития такого малоизученного направления, как арабская живопись. В рамках проекта планируется серия выставок и образовательных проектов, направленных на привлечение внимания к изучению арабской культуры и истории.Картины, восстанавливающие культурное наследие Пальмиры, написаны художником Владимиром Зениным в процессе оформления интерактивной выставки Государственного Эрмитажа «Пальмира: вдыхая жизнь». Первые работы он показал на ежегодной выставке «Интермузей 2016» в московском Манеже, последующие на «Ночи музеев» в Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа. Всего на эту тему он написал 20 монументальных живописных произведений, представленных на персональной выставке Владимира Зенина «Пальмира: слияния культур» в Союзе Художников. Осенью 2017 года он получил за этот проект международную премию имени Николая Рериха.

Проект задуман, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме сохранения художественного наследия в разрушенном боевиками ИГИЛ сирийском городе, охраняемом ЮНЕСКО. В основе всех картин заложена мифология античной Пальмиры с ее уникальным сплавом финикийской, египетской и вавилонской культур; в них автор дает вторую жизнь богам пальмирского пантеона. Персонажей он наделяет соответствующими иконографии спутниками и атрибутами вплоть до огненных спиц на колесе повозки. Но Зенин не столько реконструирует историческое наследие, сколько пересматривает его в контексте взаимопроникновения культур: изображенные по канонам пальмирского искусства образы проходят сквозь призму академической петербургской эстетики и обнажают тонкие связи наций в общих сюжетных мотивах, интернациональных персонажах и узнаваемых приемах.

Эти двухметровые полотна стали основой выставки-форума, организованной совместно с представителями сирийской общины в Петербурге с целью укрепления международных связей. На открытии выставки депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга встретились с депутатом парламента и послом Сирийской Республики и отметили проект как важный шаг на пути культурного взаимодействия стран, способный помочь граждан формировать ценности общечеловеческого наследия.