Выставка «Ростовская земля – Родина Сергия Радонежского»

Главная » Статьи » Выставка «Ростовская земля – Родина Сергия Радонежского»

20.01.2018

Основным мотивом представленных произведений являются исторические пути Православия в жизни русской земли. Разбирая на сюжеты жизнь Преподобного Сергия Радонежского, художник делает попытку переосмыслить в художественном плане укоренившиеся иконографические традиции изображения «жития святых». Важной для художника является идея повествования о природе святости и благочестия через природу и родную землю. Именно поэтому Ростов Великий становится главной сценой, на которой разворачиваются важные события жизни Преподобного Сергия. Родина – не просто знакомое слово, но и то, что учит и закладывает в человеке главные ориентиры и образ жизни. В гармонии жизни русского человека на своей земле, автор видит основные истоки русской святости и религиозного подвижничества, которые сыграли огромную роль в обретении национальной идентичности. В постоянных трудах и молитвах прошла жизнь Преподобного Сергия, который за свою жизнь совершил много чудес. В противопоставлении современному обществу потребления, художник размышляет о созидания и отказе от идеи постоянного потребления.

Со временем Средневековья православие было и остается важной частью русской культуры и играет большую роль в русской истории. И, конечно, с тех же времен идет богатая традиция художественного осмысления православной религии: не только с помощью искусства словесного или архитектурного, но и не в меньшей степени изобразительного. Свое начало христианская живопись берет в иконописи, породившей немало прекрасных, эстетически совершенных и духовно наполненных творений (например, «Троица» Андрея Рублева и т. д.) Интерес к религиозным сюжетам и образам нередок и в классической живописи XIX века, подарившей нам такие шедевры, как «Явление Христа народу» Иванова. Неудивительно, что и современный художник черпает из того же источника: без обращения к традиции и учета ее не развивается искусство, но не менее важно, конечно, и подойти к старым сюжетам с необычного ракурса, попробовать выработать свой, особый, современный изобразительный подход, обогатить их свежими композиционным приемами, сочетаниями различных стилей живописи.

Под словом современный отнюдь не подразумевается, повторюсь, как часто это бывает, «разрывающий с традицией или глумящийся над ней». Новый, но преемственный и уважительный подход тоже может быть современным. Тем более, что житие Преподобного Сергия Радонежского, одной из важнейших фигур русского православия, как в религиозном, так и историческом плане, располагает именно к почтительному, осторожному подходу. Мы знаем и замечательное, неповторимое Житие этого святого, и то, что именно Сергий благословил Дмитрия Донского и был духовным пастырем во время освобождения Руси от монголо-тарарского ига. И в современном обществе всеобщего потребления, кризиса духовных ценностей, да и вообще любых более или менее устойчивых ценностей, великий святой тоже может стать нашим поводырем, пробудить в человеке эмоции высокого порядка: умиление, благоговение, желание созидать, созерцать мир, сохранять твердые нравственные принципы вне зависимости от обстоятельств.

Сергий Радонежский – человек, сыгравший важнейшую роль в деле укрепления духа русского воинства. Он был рядом с русской ратью в моменты страшных столкновений с армией Мамая, своими молитвами он помогал и оберегал достойное русское воинство. Новое прочтение каноничных сюжетов заметно обогащается, благодаря переосмыслению устоявшихся композиционных приёмов. Представленные произведения являются результатом стилевого синтеза, в основе которого преобладающую роль играет художественная стилизация. Приёмы, свойственные монументальной живописи, гармонично уживаются в станковой картине и приобретают новое звучание.